Моим родителям

После долгих размышлений над конструкцией бизнес процесса, глубокого анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на успешность реализации проекта, оценок сопутствующих рисков, вся логистика, в конце концов, сводится к перемещению во времени и пространстве материальных объектов. 

Именно физические параметры вовлечённых в логистический процесс материальных объектов и формируют систему требований к техническим средствам обеспечения этого процесса. (Или, наоборот: при понимании возможностей технических средств как данности, следует предпринять необходимые действия, чтобы вес и размеры материальных объектов были адаптированы к ним. Если это исполнимо.)

Но конечно, не только это, но и многочисленные детали: требования по поддержанию необходимого температурного режима, особенности налогообложения, различные аспекты нетарифного или таможенного регулирования, географические особенности, сроки годности и т.д. 

Однако предметом настоящего анализа являются физические параметры товара. 

Построение любой логистической цепи всегда отталкивается от самой природы товара.

Нет логистики вообще, а есть логистика, привязанная к определённому товару, и уже потом в процесс построения бизнес схемы интегрируются другие факторы. Понятно, что шоколад, нефть, стекло и зерно перемещаются и хранятся несколько по-разному. Это разнообразие определено самими физическими особенностями этих товаров.

А задача в логистике, как всегда, одна: необходимо перемещать материальные объекты предельно эффективно. 

Мебель или технологическое оборудование в силу своей постоянной индивидуальности и нестандартности трудно систематизировать, поэтому они не будут рассматриваться в данной работе. Постараемся взглянуть на товары, которые имеют более-менее видимое построение от потребительской упаковки к дисплею (“шоу-боксу”), дальше к групповой упаковке (например, коробу) и сформированному пакету, и, наконец, – к товарной партии. 

Цель данной работы показать методологию анализа весовых и объёмных показателей товара и их влияние на организацию и стоимость бизнес процессов.

Потребительская упаковка

Потребительская единица товара – результат работы дизайнеров, специалистов по маркетингу, психологов, производственников. Материал упаковки должен быть адекватен самому качеству товара, не допуская протекания и просыпания и соответствуя гигиеническим требованиям, а форма и дизайн должны обязательно вызвать у потребителя желание приобрести данный товар. Порой (например, в случае продуктов питания) материал и дизайн потребительской упаковки также являются предметом контроля со стороны соответствующих государственных органов, отвечающих за безопасность предлагаемых к продаже товаров. 

Перед компаниями, занимающимися реализацией товаров с высокобюджетными торговыми марками, также возникает необходимость создания такой упаковки, которую было бы трудно или нецелесообразно подделать. Именно потребительская упаковка позволяет отличить один товар от другого в рамках одной товарной группы.

Потребитель приобретает не банку или пачку, а то, что внутри, он платит деньги за 100 г оливок или 1 кг сахара, стоимость жести или картона включены в цену товара. Потребителя интересует вес нетто, он постоянно сопоставляет качество, вес и цену, пытаясь сформулировать для себя наиболее благоприятную комбинацию.

Однако именно размеры и вес брутто конкретной банки, пакета, флакона повлияют на организацию всего последующего процесса движения товара.

Задумываясь над размерами потребительской упаковки, конечно, нужно иметь в виду, каким образом она поместится на торговую полку в магазине и каким образом покупатель понесёт её к себе домой. Если будет плохо помещаться, то необходимо продумывать альтернативные пути размещения товара в магазине (то есть не на полке), и если будет выглядеть тяжеловато, то надо иметь в виду, что это может повлиять на отношение покупателя. Конечно, чем больше вес нетто товара в конкретной упаковке, то тем, по идее, дешевле должна быть стоимость за единицу измерения (килограмм, литр), однако происходит абсолютное увеличение стоимости, и так может получиться, что крупномерные предметы становятся неинтересными с точки зрения принятия их торговыми точками для реализации и приобретения покупателями. 

Надо также иметь в виду при проведении внешнеэкономических торговых сделок, что в современной России при счислении импортной пошлины в евро за килограмм, вес потребительской упаковки наряду с весом самого продукта включается в налогооблагаемую базу. Поэтому в ряде случаев пластиковая упаковка имеет налоговые преимущества перед стеклянной или жестяной банкой. 

Групповая упаковка

Потребительские упаковки уложены в групповую тару, например: короб или мешок.

Количество единиц потребительской упаковки в групповой таре должно отвечать нескольким требованиям:

Производителю интересно иметь относительно большое количество потребительских упаковок: проще учитывать, дешевле закупать тару, меньше затраты на обработку и т.д. Однако у точки продаж на это может быть свой взгляд: магазин не заинтересован создавать чрезмерные запасы. Слабооборачиваемый товар будет занимать место и может просто испортиться. Ассортимент в точках продажи обычно большой, лучше иметь всего понемногу и просто подвозить более часто. Вместе с тем, есть ограничения, сформулированные самим производственным оборудованием – автоматизированный процесс не позволяет никаких перестроек. Машина складывает какое-то количество потребительских упаковок в короб – и нельзя изменить что-либо.   

Поэтому существуют и особенные случаи: оптовик (или точка продажи) заинтересован в эксклюзивном формате предлагаемого ему товара, отличном от разработанного заводом-изготовителем. Конечно, оптовик мог бы и сам подготовить товар в нужном ему виде и в нужной упаковке, но у него, например, нет для этого мощностей и площадей. Тогда поставщику, если он заинтересован в таком канале сбыта, нужно самому создать технические условия для подготовки необходимой групповой упаковки или разместить соответствующий заказ у производителя, что также может быть невозможно, экономически или технически нецелесообразно. 

Размеры групповой упаковки должны быть таковы, чтобы, размещаясь на поддоне (если это предусмотрено), предельно эффективным образом использовать площадь этого поддона, обеспечивая устойчивость пакета. На практике используются поддоны разных размеров, поэтому целесообразно разрабатывать размеры и укладку групповой упаковки таким образом, чтобы они подходили под поддон конкретного размера, применяемого в данной индустрии или данной стране. Это необходимо, поскольку в случае если пятно групповых упаковок больше площади поддона, то товар будет свисать через край, что может привести к порче товара при перевозке, если меньше, то произойдёт неэффективное использование транспорта или склада, что выразится в повышенных расходах на транспортировку и хранение.

Обычно, но не всегда, именно групповая упаковка является единицей продажи на уровне опта, поэтому (если упаковка закрытая, и сам товар не виден) маркирование групповой тары должно обеспечить однозначную идентификацию товара по названию, количеству потребительских упаковок, весу нетто и брутто, коду (если он применяется), сроку годности, партии, способу и требованиям к хранению, размерам групповой упаковки и т.д. 

Некоторые товары для целей более удобной транспортировки и продажи фасуются в упаковку промежуточного типа, иногда их называют шоу-боксы или дисплеи. Естественным образом подобные коробочки/пакетики/мешочки также должны быть адаптированы по размерам к потребительской упаковке (например, внутри подобного щоу-бокса должно находиться 20 шоколадок), и в групповую тару, соответственно, должно поместиться какое-то определённое количество этих шоу-боксов, например, 8.

На уровне законодательства не существует стандартизированных правил, предъявляемых к информации на групповой упаковке, но в интересах самих операторов рынка найти решение по удобному информированию о товаре внутри. Требуется обратная связь: рынок должен подсказывать производителю то, что надо сделать, чтобы упаковка была информативной настолько, насколько это удобно рынку. Сами показатели задаются в большинстве случаев производителем, однако, поскольку товар проходит большой путь через разные руки, необходимо учитывать, что удобство обращения с товаром для целей его идентификации – это тоже конкурентное преимущество самого товара. Информация может быть предпечатана в процессе изготовления групповой тары, или же она наносится на прикрепляемый стикер, вкладыш и т.д., или информация в двух местах: что-то предпечатано, а что-то наносится упаковочной машиной после формирования групповой упаковки.

Важно, чтобы внутри групповой упаковки находились товары однородные, имея в виду не только название и фасовку, но и срок годности, и другие характеристики. Небрежность в укладке или неверная информация на групповой упаковке могут быть причиной потери контроля над товаром, и, как результат, безвозвратные потери самого товара.

Внутритарная недостача также может быть причиной осложнения отношений с последующими звеньями в цепи поставок. Эта недостача может иметь как технологические причины, связанные с плохой работой упаковочного оборудования на фабрике-производителе, так и, конечно, плохой контроль при обработке, допуская случаи хищения.  

Иногда существуют своеобразные допущения: например в групповой упаковке с цветами должно быть 50 ± 2 розы, цена как за 50, и отгружено 50, но в точке продаж на самом деле обнаружилось, что их 48 или 51. Поштучный пересчёт в момент приёмки на складе оптового продавца или затруднителен, или невозможен, что требует кропотливого построения отношений с розницей по правильному оприходованию недостачи или излишков.

Эта тема требует серьёзного практического анализа по каждой конкретной ситуации, поскольку также в большом количестве случаев именно групповая упаковка является учётной единицей, как для целей складских, так и бухгалтерских. Однако, повреждения самой групповой упаковки, брак внутри её, внутритарная недостача предполагают различные дополнительные логистические действия, например: сортировку, переупаковку, уничтожение, - что предопределяет создание дополнительных логистических расходов и требует правильного отражения этих движений товара в складских и бухгалтерских документах. Неполная упаковка не должна выпасть из логистического процесса, и она должна найти своего потребителя.

Обычно в транспортно-сопроводительных документах указывается количество именно групповых упаковок. Однако практически всегда предполагается расшифровка содержимого групповой упаковки, например: 10 х 375 г (то есть 10 единиц (банок, пакетов) по 375 граммов веса нетто) или 6 х 20 х 100 г (то есть 6 “дисплеев” по 20 единиц по 100 граммов веса нетто).

Крупномерные товары (например, телевизоры или холодильники) не имеют групповой упаковки.

Транспортная упаковка

Транспортировка товаров обычно осуществляется или в виде пакетов (то есть, некоторое и обычно стандартизированное для данного вида товара количество групповых упаковок, сформованных для транспортировки и хранения на поддонах), или групповые упаковки уложены в грузовое место транспортного средства без объединения в пакеты. 

На уровне транспортной упаковки начинает создаваться логистическая стоимость в опте:

Только сведя вместе все эти факторы можно выявить, следует ли осуществлять перевозку данного конкретного товара в пакетах и на поддонах или в групповой упаковке. Эта аналитическая задача наглядно демонстрирует взаимосвязь, существующую между транспортировкой и складской обработкой. 

Нужно также иметь в виду, что при дроблении партии могут происходить достаточно интересные вещи: на входе есть некое количество коробов, выгруженных из грузового места транспортного средства – это партия. При формировании пакетов может получиться некое количество полных и что-то в остатке, но всё это - та же партия. При загрузке в новое транспортное средство (например, для переброски на другой склад) в него войдёт уже не всё количество предварительно сформированных пакетов, но задача останется – контролировать партию. Необходимость понимания физического процесса обработки товара вызвана потребностью в полном контроле над возникающими работами, и как результат, созданной стоимостью.

При формировании пакета с использованием поддона необходимо подумать о следующем:

Как одно из технических решений, связывающих сложности формирования пакета по высоте и весу при адаптации физических особенностей пакета к негибким условиям склада назначения и при последующих перебросках товара на другие склады, предлагается делать пакеты ниже и составлять их в два яруса при транспортировке (так называемый “сэндвич”), что обеспечивает удобство использования погрузочной техники и возможность стандартизации стеллажных ячеек. Эффект налицо – это удобство при обработке, однако, данная операция потребует расходов на приобретение большего количества поддонов, переформирование и обмотку пакетов, на саму погрузку/разгрузку (пакетов становится больше). Отдельно потребуется установить объём потерь, который может возникнуть при снижении устойчивости данной сэндвич-конструкции при транспортировке. Следует отметить, что при определённых условиях данное решение может реально повысить эффективность складских и транспортных операций.

А ряд товаров, сформованных в тяжёлые, но невысокие пакеты, составляют в два яруса уже на заводе-изготовителе, что обеспечено анализом результатов транспортировки.

На уровне пакета может происходить формирование транспортной упаковки для неоднородных товаров. Иногда у оптовика нет другого выхода: покупатели не могут или не хотят приобретать товар целыми пакетами, поэтому нужно подобрать и сформировать заказ, исходя из  потребностей покупателя. Разумность таких операций очевидна для целей максимально эффективного использования возможностей транспортного средства. Однако это приведёт к появлению дополнительных складских расходов на разборку пакетов гомогенных (однородных) товаров и формирование пакетов с неоднородными товарами.

Товарная партия

Совокупность товаров, отгруженных покупателю и обеспеченных документально, представляет собой товарную партию. Все вышеперечисленные особенности упаковки товара повлияют на количество товара, подготавливаемого к отгрузке, поскольку объём грузового места, пятно пола и грузоподъёмность транспортного средства смогут принять не более того товара, который поместиться в данном конкретном грузовом месте.

Сам процесс загрузки требует организации с правильным распределением товара по грузовому месту, учитывая особенности транспортного средства.

Вместе с этим при загрузке товарной партии следует иметь в виду, что в ряде случаев потребуется дополнительный крепёж, чтобы избежать самопроизвольного перемещения товара. Это также зависит от физических размеров укладываемых транспортных упаковок и их соответствия размерам грузового места.  Однако при подготовке следует учитывать вес крепежа, который будет добавлен к весу брутто товара.

Конечно, товарная партия может представлять собой и потребительскую упаковку, и дисплей (“шоу-бокс”), и групповую упаковку, и пакет, и какое-то количество пакетов или групповых упаковок. 

Это зависит от принятой системы организации продаж.

Для продаж по системе push, то есть когда для опта сформированы планы, согласно которым производство отгружает товары, более характерны поставки целыми пакетами. 

При продажах по системе pull, когда сам оптовик инициирует свой заказ на покупку, минимальная товарная партия может быть абсолютно любой или ограниченной лишь требованием продавца или специальными соглашениями. Конечно, чем меньше заказ, тем их (заказов) больше, что также имеет своё стоимостное выражение, поскольку увеличиваются общие затраты времени на их обработку.

В ряде случаев продавцу приходится специальными скидками стимулировать покупку гомогенных пакетов: происходит распределение расходов по разбиранию пакетов между продавцом и покупателем.  

А при системе order-to-engineering, то есть поставке под заказ, зная размеры и вес пакета (вместе с поддоном), а также вместимость и грузоподъёмность грузового места транспортного средства при формировании заказа на производство какого-либо вида товара следует иметь в виду, что имеет смысл производить только то количество, которое будет кратно грузоподъёмности транспортного средства. Но и здесь следует сделать поправку на существующие ограничения по весу брутто, которые могут быть сформулированы государственными органами для товарных партий, перевозимых одним транспортным средствам. Также надо иметь в виду объём минимальной партии товара, которая может быть произведена  технологически.

При оформлении товарно-транспортных документов и таможенных деклараций для целей осуществления внешнеэкономических операций следует иметь в виду, что вес брутто должен включать вес товара, упаковки, поддонов и крепежа. В таможенной декларации в графе “Вес нетто” должен указываться вес товара в потребительской упаковке (равно как данное требование распространяется и на расчёт налогооблагаемой базы для ставок пошлины в евро за 1 кг), что создаёт дополнительные трудности при подготовке товарно-транспортных документов, поскольку обычно в странах-поставщиках существует единственное понимание веса нетто, как реального веса товара без какой бы то ни было упаковки. 

В практике особенно импортных операций аккуратность заполнения всех товарно-транспортных документов имеет первостепенное значение: вес брутто и вес нетто (если последний вообще указывается, российские особенности показаны выше) должны быть вписаны во всех документах правильно и однообразно.

Сопоставление весов нетто и брутто, равно как и объёма грузового места и объёма товарной партии в практике таможенного контроля осуществляется компетентными органами для оценки достоверности декларирования. 

Стандартизация данных о товаре порой приводит к тому, что в информационную систему, обслуживающую подготовку товарно-транспортных документов, вносятся данные по весу брутто групповой упаковки, поэтому при оформлении документов вес поддонов не учитывается/не показывается, что может иметь негативные последствия при декларирования товара в России для целей таможенного оформления.

Заключение

Таким образом, в данной статье были проанализированы методология изучения физических параметров товара и особенностей технического обеспечения движения товара, некоторые особенности контроля составления товарно-транспортных документов, а также основные факторы, влияющие на формирование расходов по логистической обработке товаров в связи с этим. 

Смысл логистического процесса – сделать эти расходы предсказуемыми, подтверждёнными, проверяемыми, учтёнными, то есть эффективными.